<<<  На главную

Вперед  >>> 

<<<  Оглавление

 

<<<  Назад

 

 

 

Мы предлагаем вниманию читателей статью Валентины Александровны и Сергея Михайловича Бородиных, посвященную важнейшей из образовательных проблем – чтению. В.А. Бородина - доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ), кандидат педагогических наук; член-корреспондент Международной академии акмеологических наук; председатель секции «Психология и педагогика чтения» СПБ Психологического общества. С.М. Бородин - доцент СПб филиала Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), кандидат технических наук; вице-президент СПб отделения Международной ассоциации чтения.

 

 

В.А. Бородина, С.М. Бородин

 

 

Судьба чтения –

судьба образования

 

 

Почему так долго и не так эффективно идут реформы в образовании? Одной из причин является консервативность инфраструктуры образования, о чем писали Г.Н.Фурсей и Н.Б.Покровский [1]. Кризис в образовании во многом зависит от информационной составляющей процесса учения и обучения, от умения «споро и скоро» работать с исходной учебной и научной информацией, превращая ее в различные информационно-психологические продукты, необходимые для других видов образовательной деятельности и жизнедеятельности. Вряд ли нужно доказывать, что «общество живет и развивается так, как оно учится; а учится так, как читает».

Властные структуры в системе образования не осознали чтение как национальный ресурс развития общества, которое должно стать приоритетным направлением развития образования. Чтение – универсум развития личности и образования. К сожалению, в последние годы резко изменилась информационная инфраструктура в читательском развитии человека как индивидуума, субъекта деятельности и личности. Экспансия видео и компьютерной культуры оказывает негативное влияние на качество чтения, следовательно, на качество учения и обучения в образовании.

Политики в сфере образования должны озаботиться результатами международной оценки качества чтения 15-летних учащихся общеобразовательных школ России. Эти результаты получены в рамках программы PISA - Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millennium (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии). Среди 32 стран Россия оказалась на 27 месте в 2000 году; в 2003 - на 33 месте среди 40 стран. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) – в нашей стране 73,5% нечитателей и почти нечитателей. Они не противоречат уже приведенным данным [2, 3].

Приведем данные аналитики российского образования:

«Каждое 10-летие информация удваивается, и каждые 7 лет она обновляется на 50%. Нынешнее состояние содержания школьного образования:

1. Жесточайшая перегрузка ученика (экстенсивное наращивание).

2. Разрушение здоровья детей.

Школьные факторы, подрывающие здоровье детей (1-й класс – 19% считаются нездоровые, в 11 классе – 20% - здоровые): запредельная перегрузка; необузданная интенсификация учебного процесса; все возрастающее несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей; крайне нерациональная организация учебной деятельности и др.

Реформа педагогического образования давно должна стать опережающей, однако на деле она фактически не состоялась. И педагогические вузы сегодня не только не дают необходимых кадров для школы, но объективно являются одними из главных препятствий на пути обновления и развития отечественного образования» [4].

Тестирование школьников старших классов и студентов по чтению, проведенное нами в начале 80-х годов прошлого века, в сравнении с результатами 2001-2005 гг. также свидетельствуют о снижении продуктивности чтения - интегрированного показателя качества чтения (усвоение содержания текста в единицу времени, определяемое как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения). Продуктивность чтения отражает восприятие, понимание, запоминание, выявление смысла содержания текста. Снижение продуктивности чтения произошло в основном не по скорости чтения, а по качеству (снизился коэффициент усвоения). Снизилось количество читателей со средними показателями чтения (по скорости и усвоению) с 44% до 33%; увеличилось количество читателей низкопродуктивных с 48% до 67% [5].

Всё это не может не тревожить. «Ножницы» между объемом программного материала в общеобразовательной школе и продуктивностью его освоения не уменьшаются, а увеличиваются, нарушая все психофизиологические нормы и создавая угрозу разрушения генофонда нации. Такая тенденция сохранится. Почему?

Информационные ресурсы в образовании и социальных коммуникациях постоянно увеличиваются, а технология обучения чтению остается прежней. Все также специальные уроки по формированию навыков чтения имеются лишь в начальной школе. Практически не решается задача читательского развития в 5-х – 11-х классах. Да и в начальной школе многие ученики не достигают установленных норм чтения. Это связано с тем, что в базовом педагогическом образовании, готовящем учителей для основного и среднего общего образования, не осваивают теорию и технологию работы с разной литературой как универсума развития личности и образования. Поскольку успешность учения напрямую зависит от качества чтения, продуктивности освоения и переработки учебной информации, воспитание культуры чтения должно стать приоритетной задачей. Решение этой задачи обеспечит формирование ключевых компетенций личности, ее познавательных и созидательных способностей.

В стандарте школьного образования говорится о том, что ключевые компетенции, приобретенные в школе, должны способствовать успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В качестве таковых в стандарте названы: коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), и культуроведческая компетенции. Они имеют самое непосредственное отношение к читательскому развитию школьника.

Культура чтения - сложное образование, оно отражает многие составляющие развития личности. Среди них выделим: мировоззренческую, информационно-библиографическую, культурологическую, психологическую, литературоведческую, включая и развитие речевой деятельности личности в целом. Такая полифункциональность вызывает объективные трудности воспитания культуры чтения в непрерывном образовании.

Что делать? К системному явлению, каким является чтение, необходимо подходить с системных позиций. Солидаризируясь с мнением о необходимости подготовки просвещенных менеджеров, высказанного на страницах журнала «Личность и культура», добавим, что среди них необходимы менеджеры по работе с информацией (информационные менеджеры или акме-технологи). Такое обоснование дано нами в ряде работ. Это можно сделать в рамках проекта, который мы назвали «ЭКО центр «ЛУЧ» («Экспертно-консультационно-обучающий центр «Лучшее учение – чтение»).

Он может быть организован как самостоятельная структура в рамках государственных образовательных учреждений разного статуса и общественно-научных организаций, таких, как региональные отделения Русской ассоциации чтения и Международной ассоциации чтения, научных секций «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе, Русской школьной библиотечной ассоциации.

Основания инициативы. Жесточайшая перегрузка учащихся (экстенсивное наращивание), разрушение здоровья детей в результате информационных перегрузок; изъяны базового педагогического образования, не способствующего обновлению и развитию отечественного образования [Из материалов: Модернизация Российского образования: Документы и материалы.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 332 с. – (Серия: Библиотека развития образования)].

Миссия. Обеспечить прорыв в модернизации образования через институциализацию и профессионализацию читательского развития.

Цель. Решение задач модернизации образования за счет существенного повышения культуры чтения всех субъектов образовательного процесса и, прежде всего, педагогических кадров в системе непрерывного образования.

Задачи:

·                    Формирование механизмов общественно-государственного сотрудничества с различными социальными институтами в интересах читательской социализации личности и общества на основе долговременного прогноза;

·                    Создание постоянных и временных творческих педагогических коллективов для решения стратегических задач информационно-образовательной социализации в Санкт-Петербурге;

·                    Информационно-психологическое обеспечение, сопровождение и поддержка новых образовательных технологий профессиональной и учебной деятельности;

·                    Подготовка и переподготовка педагогических кадров как менеджеров образовательных информационных ресурсов на междисциплинарной основе для различных структур;

·                    Повышение читательской квалификации учителей и библиотекарей школ, участие в переподготовке преподавателей средних и высших учебных заведений по использованию инновационных технологий обучения чтению в контексте предметного обучения;

·                    Организация родительского всеобуча в целях оказания ими помощи собственным детям в читательском развитии и использовании чтения в учебном процессе;

·                    Демонстрация представителям законодательной и исполнительной власти возможностей инновационных технологий читательского (шире – информационного) развития в целях продвижения этих технологий в непрерывном образовании.

Категории обучающихся могут быть разными:

·                    Представители законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга;

·                    Студенты и преподаватели вузов;

·                    Администрация школ и ДОУ;

·                    Учителя школ (начальной, основной и старшей);

·                    Учащиеся и дети дошкольных учреждений;

·                    Воспитатели ДОУ;

·                    Родители.

Предлагаемые программы ЭКО центра «ЛУЧ»:

·                    Технология «ЛУЧ» («Лучшее учение – чтение») для системы школьного и дошкольного образования на дифференцированной основе;

·                    Профессиональное чтение различных категорий специалистов;

·                    Информационно-психологический консалтинг читательского развития личности;

·                    Технология «ЛУЧ» для проблемных групп населения;

·                    Родительский всеобуч по развитию в пренатальном и младенческом периоде;

·                    Лаборатория квалитологии и квалиметрии читательского развития в непрерывном образовании;

·                    Моделирование информационных ресурсов в образовании;

·                    Презентационная версия технологии «ЛУЧ» для особо важных персон;

·                    Медиа-проект читательской социализации (интеграция книжной и компьютерной культур);

·                    Разработка и производство медиа–продуктов читательского развития по социальным и индивидуальным заказам;

·                    Дистанционное обучение в рамках Центра.

Примечание. Приоритетность в реализации обозначенных проектов определяется экспертами центра.

Базы реализации проекта.

Педагогические вузы, системы постдипломного педагогического образования и повышения квалификации, школы и детские образовательные учреждения, библиотеки.

Теоретико-методологическая база проекта.

Акмеологическая концепция читательского развития личности как универсума непрерывного образования и информационного обеспечения жизнедеятельности в онтогенезе с учетом достигнутого в читателеведении в филогенезе.

Информационно-методическое обеспечение деятельности центра.

Информационные ресурсы в области читателеведения. Инновационные технологии читательского развития.

Накоплен солидный научно-методический ресурс для обеспечения деятельности центра. Только по авторской концепции технологии «ЛУЧ» опубликовано свыше 250 работ; разработано более 200 уроков и занятий, готовых для внедрения в учебный процесс школы. Подготовлены программы «Технология «ЛУЧ» для дифференцированного обучения различных категорий читателей.

Программы реализуются в различных формах.

Учебные курсы в вузах, обучающие семинары, тренинги, научно-практические конференции, презентации, конкурсы, дистанционные варианты для различных категорий обучающихся.

Варианты программ рассчитаны на разное количество часов в зависимости от целей и квалификационного уровня, ориентированного на освоение инновационных технологий восприятия информации. Освоение теории и технологий читательского развития на основе принципа «квалификационной лестницы» осуществляется по модульному принципу. Приобретённая квалификация должна быть подтверждена аттестационными документами: от презентационной версии (4-6 часов) до квалификационного документа, соответствующего государственному образовательному стандарту.

Структура центра.

Кафедра инновационных технологий читательского развития (на межинституциональной основе). Научно-исследовательская лаборатория. Мониторинговая служба. Базовые школы и ДОУ. Учебно-методический отдел. Информационно-библиотечный отдел. АХЧ (административно-хозяйственный отдел).

 

Организация такого центра требует поддержки законодательной и исполнительной власти, заинтересованных финансовых и бизнес-структур, административного корпуса педагогических и библиотечно-информационных учебных заведений, готовящих кадры для воспитания и образования подрастающего поколения в целях их успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда и постоянного личностного роста. Подготовка кадров осуществляется на основе иерархии по принципу сетевого маркетинга.

Убеждены, что только на основе осознания чтения как национальной ценности, способной обеспечить прорыв в личностном росте и образовании, общей заинтересованности в конструктивном решении задач читательского развития и корпоративной культуры можно обеспечить прорыв в решении столь сложной задачи системного типа.

 

Литература

1. Фурсей Г.Н., Покровский Н.Б. Не спешить с реформами в сфере науки и образования // Личность и Культура. – 2005. - № 3. - С. 7-8.

2. Аналитический отчет: Изучение скорости чтения пятнадцатилетних учащихся. – М.: Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2001.

3. Стельмах В.Д. Новый ракурс привычной деятельности // Библиотека. – 2004. - № 1. – С. 31-34.

4. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования – императив современной образовательной политики // Модернизация российского образования: Документы и материалы. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – С. 284 – 331.

5. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим... читать: Уроки динамического чтения. - Л.: Лениздат, 1985. - 192 с.; Бородина В.А., Бородин С.М. Квалитология и квалиметрия культуры чтения. // Культура чтения в контексте модернизации Российской школы: Матер. второй науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 9-11.; Бородина В.А. Читательская социализация в контексте стандарта общего образования // Школьная библиотека. – 2004. - № 3. – С. 47-54.

 

 

<<<  На главную

Вперед  >>> 

<<<  Оглавление

 

<<<  Назад

 

 

Хостинг от uCoz